TESTS AS A CONTROL OF KNOWLEDGE AND A KEY LINK IN IMPROVING THE EDUCATIONAL PROCESS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Testing is one of the modern forms of control and self-control of students' knowledge. In addition, testing reduces the subjectivity of teachers in assessing students' knowledge. Testing has the goal of optimizing the educational process and quality control of specialist training.

Keywords:
tests, knowledge control, improvement of the educational process, pedagogy, parasitology
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

В педагогическом аспекте одним из важнейших компонентов учебной деятельности является совершенствование навыков обучающихся путем контролирования их знаний. Знание обучающихся – ведущий показатель освоения любой дисциплины, в том числе такой как паразитология и инвазионные болезни [1, 2]. Кроме того, выявленная в процессе контроля информация позволяет педагогам корректировать данные, преподносимые обучающимся в течение учебного процесса.

В былые годы на кафедре паразитологии и инвазионных болезней животных (ныне ‒ кафедра паразитологии и ветеринарно-санитарной экспертизы) использовалась традиционная форма тестирования на бумажном носителе. В период пандемии, вызванной Sars-Cov-2, и в настоящее время широко применяется тестирование на компьютерах, что в принципе является аспектом модернизации системы образования. Но контроль знаний на бумажном носителе практикуется и в настоящее время.

Тестирование является одной из современных форм контроля и самоконтроля знаний обучающихся [3, 9]. Тесты резко отличаются от других форм и методов контроля знаний тем, что по своей объективности и результативности превосходят практически все формы контроля. По нашему мнению, тестирование снижает субъективизм преподавателей при оценке знаний обучающихся [9]. Тесты – это комплекс заданий различной степени сложности, позволяющих оценить глубину знаний и уровень подготовленности студентов в период и после изучения учебной дисциплины.

В последние годы повсеместно в ВУЗах ветеринарного и медицинского направления стало актуально использование тестовых заданий. К примеру, для кафедры паразитологии и ветеринарно-санитарной экспертизы на факультете ветеринарной медицины очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения, на ветеринарно-биологическом факультете, а также для обучающихся кинологического колледжа нами разработаны тестовые задания по всем 6 разделам паразитологии [4, 5, 9]. В тестовых заданиях при этом на заданный вопрос предлагаются готовые варианты ответов. Конечно, существуют и недостатки в тестовой оценке знаний. Например, наличие скрытой подсказки, ведь выбрать ответ проще, чем написать его самостоятельно. Однако при самостоятельном ответе может присутствовать элемент субъективизма при оценке результатов.

 

Примеры прохождения тестового контроля знаний.

Пример 1. Какие системы органов имеются у нематод?

1.               Пищеварительная, нервная, половая и выделительная

2.               Нервная, половая и выделительная

3.               Пищеварительная, нервная, половая

4.               Выделительная, пищеварительная и нервная

Как видно выше, на поставленный вопрос представлены 4 варианта ответа, но только один из них верный. Обучающийся, проходящий тестирование, выбирает свой вариант ответа. Педагог оценивает ответ и засчитывает баллы.

Вариант 1. Пищеварительная, нервная, половая и выделительная.

В данном примере ответ засчитывается как правильный! (тестируемому засчитываются баллы).

Вариант 2. Нервная, половая и выделительная.

В данном примере ответ засчитывается как неправильный (тестируемому не начисляются баллы).

 

В предлагаемых нами тестах бóльший процент заданий средней трудности и меньше откровенно трудных и легких. В некоторых вопросах, предлагаемых нами обучающимся, ответ подразумевает выбор наиболее полного (правильного) ответа.

Пример 2. Какое патогенное действие оказывают нематоды на организм хозяина?

1.               Только механическое, токсическое и трофическое

2.               Только механическое, токсическое и инокулярное

3.               Токсическое, механическое, аллергическое, трофическое и инокулярное

4.               Только механическое, аллергическое и токсическое

Обратите внимание! 1,2,3,4 варианты ответов на поставленный вопрос очень похожи, но правильный 3!

 

Требования к тестовым заданиям

Имея за плечами многолетний опыт педагогической деятельности, считаем, что при составлении тестовых заданий необходимо придерживаться определенных требований: технологичность, логичность, краткость и четкость при оценке ответов. Нельзя допустить, чтобы из-за недопонимания обучающимися вопросов к тестовым заданиям возникла путаница.

Вопросы, предлагаемые при составлении тестов, не должны быть громоздкими и требующими многогранности ответов. Считаем, что в тестовых заданиях авторы должны освещать основные, наиболее значимые положения, которые обучающимся следует усвоить в процессе прохождения дисциплины. В тестовых заданиях обязательно нужно сочетать теоретические и практические задания (вопросы).

Опыт тестирования в МГАВМиБ

На кафедре паразитологии и ветеринарно-санитарной экспертизы тестирование было успешно апробировано в течение 2018-2022 годов и применяется для текущего, промежуточного и итогового контроля знаний по дисциплинам: «Паразитология и инвазионные болезни» для обучающихся факультета ветеринарной медицины 4-6 курсов разных форм обучения; «Основы ветеринарной паразитологии» для обучающихся ветеринарно-биологического факультета 3 курса; «Основы ветеринарии и зоогигиены, раздел Паразитология» для обучающихся кинологического колледжа 2-3 курсов.

Тестовые задания выполнены в двух режимах: обучающего и контролирующего. Примеры тестовых заданий выложены на портале кафедры, представлены в бумажном варианте в библиотеке академии и разосланы в библиотеки страны. Таким образом, обучающиеся могут самостоятельно проверять в режиме самоконтроля свои знания, а также пройти тренинг в обучающем режиме.

Поскольку существуют три контроля знаний ‒ текущий, рубежный (промежуточный) и итоговый, то мы разработали систему тестовых заданий для каждой конкретной ситуации. Итоговый контроль знаний разработан для оценки окончательно сформировавшихся знаний обучающихся, поскольку включает в себя все 6 разделов паразитологии: трематодозы, цестодозы, нематодозы, протозоозы, акарозы и энтомозы животных [6]. Дополнительно, с целью усвоения латинской терминологии, опубликованы учебно-методические указания и статьи, способствующие лучшему пониманию и усвоению материала [2, 7, 8]. И нам, педагогам, необходимо дать объективную оценку знаниям обучающихся по изучаемым дисциплинам.

К примеру, при прохождении итогового теста оценки знаний обучающемуся предлагается ответить на 30 вопросов, которые включают все 6 разделов паразитологии. Как было сказано выше, на каждый вопрос предлагается 4 варианта ответов с 1 правильным. Оценочные критерии следующие: при правильном ответе на менее 50 % вопросов ставится оценка «неудовлетворительно»; 50…69 % ‒ «удовлетворительно»; 70…89% ‒ «хорошо»; 90…100 % ‒ отлично. Каждому из обучающихся разрешено пройти тестирование трехкратно.

Заключение

В качестве заключения хотелось бы отметить, что использование в процессе обучения студентов тестов и контроль результатов тестирования значительно улучшает учебный процесс. Тестовая форма контроля и самоконтроля знаний студентов, считаем, должна проводиться регулярно, что, несомненно, позволит ликвидировать пробелы в знаниях при изучении дисциплины. Кроме того, тесты могут быть использованы для проверки знаний при подготовке будущих аспирантов при поступлении в аспирантуру, а также при сдаче кандидатского минимума по дисциплине.

Конфликт интересов

Авторы статьи не имеют финансовых или личных отношений с другими лицами или организациями, которые могли бы повлиять на достоверность или содержание этой работы.

 

References

1. Akbaev, R.M. Rol' i znachenie terminologicheskogo apparata v prepodavanii parazitologii / R.M. Akbaev, N.V. Babichev // Sovremennyy vzglyad na parazitologiyu: teoriya i praktika, tradicii i tendencii razvitiya nauki: sbornik materialov XIV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Kemerovo, 27 yanvarya 2021 goda. - Kemerovo: KemGMU, 2021. - S. 299-304. - EDN PDLNIV.

2. Akbaev, R.M. Ispol'zovanie terminov v veterinarnoy parazitologii: Uchebno-metodicheskoe posobie po chteniyu i upotrebleniyu parazitologicheskih terminov dlya obuchayuschihsya v veterinarnyh i biologicheskih VUZah, po napravleniyu 36.05.01. «Veterinariya»; 36.03.01. «Veterinarno-sanitarnaya ekspertiza» i 06.03.01. «Biologiya» / R.M. Akbaev, N.V. Babichev. - M.: MGAVMiB - MVA im. K.I. Skryabina, 2021. - 36 s. - ISBN 978-5-6047469-0-5. - EDN PQRGUU.

3. Akbaev, R.M. Metodicheskie osobennosti distancionnogo obucheniya veterinarnyh specialistov (na primere prepodavaniya parazitologii) v period pandemii, vyzvannoy SARS-COV-2 / R.M. Akbaev, N.V. Babichev, F.I. Vasilevich // Rossiyskiy veterinarnyy zhurnal. - 2020. - № 5. - S. 5-7. - DOIhttps://doi.org/10.32416/2500-4379-2020-5-5-7. - EDN NITSVR.

4. Akbaev, R.M. Cestodozy sobak: uchebno-metodicheskoe posobie dlya provedeniya itogovogo kontrolya tekuschih i ostatochnyh znaniy po discipline «Osnovy veterinarii i zootehnii» dlya slushateley kinologicheskogo kolledzha / R.M. Akbaev, A.V. Bogdanova. - M.: MGAVMiB - MVA imeni K.I. Skryabina», 2021. - 22 s. - EDN NTBTFP.

5. Akbaev, R.M. Nematodozy: Uchebno-metodicheskie rekomendacii dlya provedeniya itogovogo kontrolya tekuschih i ostatochnyh znaniy po discipline «Parazitologiya» / R.M. Akbaev, F.I. Vasilevich. - M.: MGAVMiB - MVA imeni K.I. Skryabina, 2018. - 18 s. - EDN YSAEEH.

6. Akbaev, R.M. Testy i situacionnye zadachi dlya provedeniya itogovogo kontrolya tekuschih i ostatochnyh znaniy, po discipline «Parazitologiya»: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov 4-5 kursov FVM ochnoy, ochno-zaochnoy (vecherney) i zaochnoy form obucheniya po special'nosti - Veterinariya / R.M. Akbaev, F.I. Vasilevich, A.A. Generalov. - M.: MGAVMiB - MVA imeni K.I. Skryabina, 2020. - 114 s. - ISBN 978-5-6045400-6-0. - EDN TVXMWN.

7. Babichev, N.V. Parazitologicheskiy termin kak kognitivno-lingvisticheskiy fenomen / N.V. Babichev, R.M. Akbaev // Rossiyskiy veterinarnyy zhurnal. - 2020. - № 1. - S. 5-8. - DOIhttps://doi.org/10.32416/2500-4379-2020-2020-1-5-8. - EDN XPPPMR.

8. Babichev, N.V. Veterinarnaya terminologiya: osnovy veterinarnoy medicinskoy terminologii i vvedenie v nauchnuyu nomenklaturu / N.V. Babichev. - M.: RUDN, 2022. - 151 s. - ISBN 978-5-209-11016-3. - EDN EGAXPD.

9. Vasilevich, F.I. Voprosy i otvety dlya provedeniya itogovogo kontrolya tekuschih i ostatochnyh znaniy, a takzhe provedeniya olimpiad po discipline «Parazitologiya» / F.I. Vasilevich, R.M. Akbaev. - M.: MGAVMiB - MVA imeni K.I. Skryabina, 2018. - 80 s. - EDN YMYPBB.

Login or Create
* Forgot password?